понедельник, 29 октября 2012 г.

РАЗРАБОТКА ТЕСТА

РАЗРАБОТКА ТЕСТА

Общая характеристика использования тестовых технологий

Для курсов преподавателям следует использовать тестовые технологии в двух аспектах согласно, а именно:
- как элемент контроля знаний слушателя;
- как элемент обучения слушателя.
Тест как элемент контроля.
 Тест обученности – это совокупность заданий, которые ориентированы на определение уровня усвоения материала в процессе обучения.
Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются:
  1. Действенность теста: неотъемлемым условием действенности теста является четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, превышает запроектированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован.
  2. Надежность теста: тест, нацеленный на проверку усвоения конкретной темы, всегда будет более надежным, чем тест, направленный на проверку всего раздела (курса), охватывающий значительное количество материала.
  3. Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения, которая в свою очередь определяется соотношением правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же, наоборот, неправильно, резко снижает надежность теста в целом.
При составлении тестов необходимо руководствоваться следующими правилами:
- однозначность заданий: тестовые задания не должны допускать произвольного толкования;
- однозначность ответов: должна быть исключена возможность формулирования многозначных ответов;
- соответствие изученному материалу: нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована слушателями;
- подбор неправильных ответов: должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
После того как тест составлен, должна проводиться апробация. Процесс совершенствования теста не должен заканчиваться апробацией. Необходимо постоянно отслеживать качество тестовых заданий. При этом особое внимание следует обращать на вновь добавленные задания.
Тест как элемент обучения.
Самым ярким примером теста обученности может быть любой тест с одной попыткой, после прохождения которого слушатель получает итоговую оценку. Если же кроме балла отобразить слушателю все варианты ответов, разграничив цветом правильные и неправильные, то у него появится возможность обдумать, где он ошибся, почему ошибся, почему именно этот ответ правильный. Он думает и анализирует – он обучается.
Можно использовать и другой способ настройки теста с целью дать слушателям возможность обдумать и проанализировать ход выполнения теста, исправить ошибку. Для этого можно не показывать правильность/неправильность всех вариантов ответа, а отобразить только ответ слушателя и баллы за него. При этом дать возможность пройти тест несколько раз, перемешивая как сами вопросы, так и варианты ответов.
Следовательно, обучающий тест – это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения материала, и которые дают возможность слушателю проанализировать результат и исправить свои ошибки.
„Moodle” предоставляет широкий спектр возможностей для построения тестов различного рода:
- настраиваемое количество попыток прохождения теста;
- настраиваемые временные задержки между попытками;
- оценка, первая/последняя попытка;
- перемешивание как самих вопросов в тесте, так и вариантов ответов;
- обучающий режим: слушатель сможет ответить на вопрос несколько раз в рамках одной попытки.
- возможно начисление штрафных баллов за каждый неправильный ответ;
- настраиваемый режим просмотра результатов: что и когда сможет увидеть слушатель и т.п.
В среде  „Moodle” можно создавать тесты с набором различных типов заданий, а именно:
  • Задание на множественный выбор: слушатель выбирает ответ из предложенных вариантов. Возможен выбор как одного из нескольких, так и нескольких из предложенного набора ответов.
  • Задание на соответствие: слушателю необходимо выбрать соответствие между двумя списками.
  • Задание на вычисление: позволяет предоставить слушателю различные варианты исходных данных для выполнения вычислений. При этом в системе используется встроенный шаблон выполнения расчетов по заранее определенной формуле.
  • Задание написать эссе: слушателю необходимо в качестве ответа написать короткое эссе. Этот тип вопроса оценивается преподавателем вручную.
  • Задание на короткий ответ: слушатель должен ввести в качестве ответа слово или фразу.
  • Задание на числовой ответ: в качестве ответа слушатель должен ввести число.
  • Задание на вложенные ответы: предлагается абзац текста, содержащий различные поля (на множественный выбор, короткий или числовой ответ), которые слушателю необходимо заполнить.
  • Задание на альтернативный вопрос „Верно или неверно”: аналогичен вопросу на множественный выбор, если слушателю предоставить выбор из двух вариантов „Верно” и „Неверно”
  • Задание „Случайный вопрос на соответствие”: имеет сходство с заданием на соответствие. При разработке задания преподаватель использует из отдельной категории определенное количество заранее разработанных заданий типа „Короткий ответ”. В качестве левой колонки используются сформулированные вопросы, а в качестве ответа – поле со списком выбора правильного ответа используемых вопросов типа „Короткий ответ”. Вопросы на соответствие должны быть построены по схожей тематике. В противном случае слушателю слишком легко будет подобрать соответствие.
При разработке теста обязательно указывается общее количество для него баллов с распределением их на отдельные задания.

Разработка задания на множественный выбор

При формировании преподавателем задания на множественный выбор, разрабатываемый вопрос может быть представлен в виде одного из двух приведенных ниже вариантов:
1) выбор одного правильного ответа;
2) выбор нескольких правильных ответов.
Пример разработанного преподавателем задания на выбор одного правильного ответа приведен ниже:
Краткое название задания: Политика в сфере туризма
Содержание задания:
Данное задание при установке в „Moodle” будет иметь вид, представленный на рис.
Как видно из рис. система „Moodle” автоматически устанавливает случайный порядок вопросов для слушателя.
Следует отметить, что при установке данного задания в ИСДО „Moodle” предполагается, что вес правильного ответа составляет 100%, а неправильных ответов – 0%.
Пример разработанного задания преподавателем на выбор нескольких правильных ответов из представленного слушателю списка приведен ниже:
Краткое название задания: Хозяйственная деятельность
Содержание задания:
Здесь преподавателю целесообразно установить каждому правильному ответу соответствующий вес. Например, ответ a) – 30%, ответ c) – 30%, ответ d) – 40%. Если неправильному ответу присвоить вес – 0%, тогда слушатель в любом случае будет получать положительный результат. Чтобы этого не было, необходимо неправильным ответам присвоить вес равный -100%.
Тогда окончательно подготовленный преподавателем пример задания на выбор нескольких правильных ответов из представленного слушателю списка будет иметь следующий вид:
Данное задание при установке в „Moodle” будет иметь вид, представленный на рис.
Как видно система „Moodle” автоматически устанавливает случайный порядок вопросов для слушателя.

Разработка задания на соответствие


Задание на соответствие состоит из открытого списка (перечня) вопросов. При каждой позиции списка фигурирует закрытый список ответов, при открытии которого слушателю необходимо выбрать для выбранной позиции списка правильный ответ.
Закрытый список имеет следующий вид:
Для разработки задания на соответствие преподавателю необходимо построить таблицу в виде двух колонок и нескольких рядов, количество которых определяется количеством заданных вопросов. В первой колонке формируются ряды вопросов, а во второй колонке ряды правильных ответов.
Преподаватель может указать вариантов ответа больше, чем вопросов, что усложнит задачу для слушателя. Для этого необходимо поле вопроса оставить незаполненным, а указать только ответ.
Пример разработанного преподавателем задания на соответствие приведен ниже:
Краткое название задания: СМИ
Содержание задания:
3. Выберите подсистемы системы маркетинговой информации соответственно их функциональному назначению:

 
 
Система „Moodle” каждый раз при открытии теста автоматически перемешивает ответы по данным вопросам в предоставленных слушателю закрытых списках.
Завершив ответы на вопросы, слушатель получает равную долю правильности за каждое верное соответствие. То есть, если он правильно поставил в соответствие 3 вопроса из 4, то получит 75% от максимальной оценки.
 
Данное задание, установленное в „Moodle”, будет иметь вид, представленный на рис. ниже:



 Разработка задания на короткий ответ

 
Задание на короткий ответ похоже на задание на множественный выбор. В данном случае преподаватель разрабатывает вопрос и один или несколько правильных и неправильных ответов на него. Для слушателя ответом в задании является слово или коротка фраза, которую он набирает на клавиатуре. Текст ответа может быть чувствительным или нечувствительным к регистру (т.е. прописные и строчные буквы в ответе могут различаться или нет).
Пример разработанного преподавателем задания на короткий ответ приведен ниже:
1. Краткое название задания: Родина туризма
2. Содержание вопроса: Який з етапів встановлення слід налагоджувати передостаннім?
Для демонстрации содержания вопроса можно представить рисунок.
3. Содержание вариантов ответов:
Для правильных ответов преподаватель устанавливает вес 100%. Для частично правильных ответов устанавливается вес меньше 100%. Например, 80%. Для неправильных ответов вес будет равен – пусто.
4.Чувствительность ответа к регистру: Нет. Регистр не важен.
5. Оценка для задания: 1 балл.
Данное задание при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь вид, представленный на рис.
пример:
тест на моём курсе "FileZilla - кращий FTP-менеджер "

Разработка задания на альтернативный вопрос „Верно или неверно”

При разработке задания на альтернативный вопрос „Верно или неверно” преподаватель формирует предложение, с содержанием которого слушатель может согласиться (указать „верно”) или не согласиться (указать „неверно”).
Пример разработанного преподавателем задания на альтернативный вопрос „Верно или неверно” приведен ниже:
1. Краткое название задания: Рынок и спрос;
2. Содержание вопроса: Исследование рынка и спроса - это изучение потребителей и конкурентной среды.
3. Комментарии к правильному ответу: правильно, к неправильному ответу: ошибаетесь.
Представленное выше задание при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь следующий вид

 
Удачной работы!!!
 
Список литературы

1 комментарий: